Кофе и вино — что общего? Или как Gruppo Illy вкладывается в Монтальчино

Gruppo Illy — это всемирно известный производитель кофе из Италии. Более 10 лет назад они  начали инвестировать в виноделие в регионе Монтальчино.

illycaffè — это семейный бизнес, который занимается производство чая, шоколада, фруктовых джемов, а последние несколько лет и вина. Итальянский Монтальчино- один из самых известных винодельческих регионов мира и именно здесь illycaffè приобрели  хозяйство Mastrojanni с 40 га виноградников. В дальнейших планах есть дальнейшая диверсификация бизнеса с годовым объемом продаж почти 500 миллионов евро.

Основанная в 1933 году как совместное предприятие двух семей — Housebrandt и Illy — компания поначалу занималась обжаркой и продажей кофе, а затем —фруктовым бизнесом с собственными плантациями в Истрии, и, чуть позже, производством шоколада.

Вина в Illy

Возвращаясь в историю: 1982 год — в Бордо созревает исключительный урожай, который — с помощью винного критика Роберта Паркера — навсегда изменил ландшафт винного мира. В этом же году Франческо Илли занят переосмыслением кофе и вводит в производство кофе из 100% арабики. Это было настоящим прорывом, ведь до этого его отец занимался только традиционным сочетанием робусты и арабики. Франческо Илли говорил, что в робусте содержится молекула, которая «ужасно пахнет плесенью».

Семья Illy — это уже три поколения, которые активно вовлечены в технологические инновации и маркетинг: создают сложные кофемашины, моки, кофейные смеси, даже чайные пакетики, столь невероятно распространенные сегодня, прокладывая путь к преумизации продуктов, и всячески отказываясь идти по пути поиска более дешевого сырья для извлечения прибылей. Наверняка, вы заметили, что между кофе и вином есть немалое сходство сенсорной оценки.

Сегодня Риккардо Илли, президента Gruppo Illy, активно задействован в дегустациях вин в Нью-Йорке или ежегодного Benvenuto Brunello в Монтальчино. Кофейные дела отошли на второй план. Не удивительно, что  Франческо Илли уже в течение многих лет управляет винодельней Podere Le Ripi в том же Монтальчино. Когда поместье Mastrojanni появилось на рынке в 2008 году, в винных делах он уже был подкован.

Для Франческо Илли, третьего поколения семьи Илли (всего их три брата — он сам, Андреа, Риккардо и одна сестра — Анна), итальянское приключение началось в начале 80-х годов, когда он захотел купить участок земли в Монтальчино, чтобы отвлечься от пейзажей Швейцарии, где он занимался дистрибуцией кофе Illy и развитием бренда Amici. «Я приехал, увидел эти места и подумал, что это многовато для дома в Тоскане, поэтому я решил высадить на этой пастушьей земле виноградники. В то время я был потребителем вина, но совсем ничего не знал о его производстве», — вспоминает Франческо. Совершенно случайно винодельней рядом с недавно купленным имением оказалась Mastrojanni — вина этого хозяйства Франческо уже знал и ценил.

Франческо искренне полюбил Монтальчино, что перерасло в производство вина, а вот любовь Риккардо Илли к вину привела его к дружбе с Луиджи Веронелли, известным итальянским винным журналистом и экспертом: он стал посещать винные курсы в доме Веронелли, а жена Риккардо позже даже стала преподавателем винных курсов. Важным стал 2004 год, когда к управлению компанией пришло третье поколение (Франческо, Андреа, Риккардо и Анне Илли), Именно они и начали переосмысливать её будущее в новых реалиях миллениума. «Наш кофе из арабики стоил больше, чем продукция большинства конкурентов: почти вдвое», — говорит Риккардо. «Первый вариант стратегии заключался в снижении качества сырья, второй — в постепенной диверсификации деятельности компании. Мы решили вернуться к тому, с чего когда-то начинали: к шоколаду, чаю, джему и сельскому хозяйству». Вследствие этого решения и  была создана Gruppo Illy. Она вскоре объединила шоколадную фабрику Demori недалеко от Турина, французского производителя чая Dammann Frères и производителя джемов и консервированных фруктов из Пьемонта Agrimontana.

Виноградники семьи

Франческо Илли умеет использовать правильные моменты — в 2005 году вышли размолвки между детьми бывшего адвоката Габриэле Мастроянни, которые привели к решению продать отцовскую винодельню. В это же время Илли владели своим хозяйством недалеко и предложили семье купить Mastrojanni. Это воспринялось достаточно позитивно:  «Все они были настроены начать работать в этой сфере; в то время Риккардо уже был любителем вина, поэтому мы сказали: «Давайте сделаем это!», — вспоминает Франческо.

Решение было принято и винодельня перешла в собственность Илли. Франческо стал президентом, а винодел хозяйства ещё с 1992 года, Андреа Макетти, был назначен генеральным директором Mastrojanni. Так, в 2008 году начался первый винтажо «новой» Mastrojanni. Знаменитый итальянский энолог Маурицио Кастелли, который консультировал винодельню с ранних дней, также продолжил работать с новыми владельцами, и сегодня тандем Макетти-Кастелли, кажется, полностью удовлетворяет семью Илли.

Искушение вином

Открытием стал факт, что продажа вина в мире превышает продажу кофе, чая и шоколада вместе взятых. «В первый момент я не мог в это поверить. Как такое могло быть?». Но все же, это была отличная бизнес-идея, которую Риккардо описывал как некий дружеский обед: около 2 грамм чая, 7 грамм кофе и… 750 мл вина — по гораздо более высокой цене.

Вино — это долгосрочный проект компании, считает Риккардо, который и отвечает за стратегию диверсификации группы. С продажами в размере 2,2 млн евро в 2017 году Mastrojanni остается самым небольшим из всех “некофейных” бизнесов Gruppo Illy (по словам Риккардо, продажи Dammann Frères составляют около 34 млн евро, Demori — 18 млн евро, Agrimontana — 20 млн евро). Это, впрочем, не значит, что компаний требует меньше всего инвестиций: «Вам нужно владеть виноградниками, а земля в таких винных регионах как Бароло и Монтальчино стоит дорого», — объясняет он. «Мы думаем, что должны ставить более высокие цели для чайного и шоколадного бизнеса и инвестировать денежные потоки в винодельческий сектор».

Синергия

Поразительное сходство сенсорного анализа вина и кофе, развитие “терруарного” подхода в кофе, вызывают некоторые предположения о потенциальном синергетическом эффекте двух бизнесов. Несмотря на то, что Риккардо Илли не видит много возможностей для обмена R&D между кофейным и винным бизнесами, он отмечает сходство с вином в стремлении компании сохранить ароматы оригинального продукта при производстве шоколада. «В шоколаде мы обжариваем какао при более низких температурах (120° C по сравнению с принятыми в индустрии 150° C). Мы делаем всё для сохранения ароматов, иначе через 72 часа они полностью испарятся».

Кофе и вино — схожие “миры”: «Это может быть ответом на вопрос о том, зачем семье Илли понадобился такой небольшой актив как Mastrojanni. Кривые обучения в обоих бизнесах очень схожи, вы должны очень хорошо знать свой продукт».

Поскольку в большинстве стран оборот алкоголя строго регулируется, Illy не может в полной мере использовать потенциальную синергию дистрибуции кофе и вина: последнее в большинстве стран продается через специальных “винных” дистрибьюторов. «Мы должны хранить вино при особых температурах и на специальных складах. Лишь в восьми странах из ста сорока, где мы работаем, вином и кофе занимается одна и та же компания», – говорит Риккардо.

«Универсальные вина»

К 2019-му году Mastrojanni, производящее около 100 000 бутылок в год, завершили строительство отеля и спа, а семья Илли уже ищет новые возможности. «Мы думаем, что в долгосрочной перспективе будем продолжать инвестировать в винный бизнес», — говорит Риккардо. «Только в семейных компаниях вы можете думать поколениями, как это делаем мы».

С годами Риккардо выработал идею о том, что он называет «универсальными винами»: классические вина и регионы, которые уже существуют на протяжении веков и завоевали прочные позиции в сознании потребителей. «В мире много прекрасных регионов, но только вина немногих из них, таких как Бургундия, Бароло, Монтальчино, Бордо и Шампань, стали действительно глобальными. Это и есть “универсальные вина”, и мы хотели бы остаться в этой категории».

«Чистая прибыль, которую мы получаем от продаж вина, гораздо интереснее, чем от других вещей, которыми мы занимаемся. Нельзя забывать и о земле, постоянно растущей в цене», — говорит Франческо Илли. «С Mastrojanni мы работаем уже почти 11 лет. Мы более чем удвоили наш виноградники, думаем о покупке других хозяйств в других областях и продолжаем расти. Так что, если вы хотите понять смысл существования винного направления в рамках нашего основного бизнеса с оборотом в 480 миллионов евро, я бы сказал так: давайте глянем на всё это через 50 лет! Тогда и увидим».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *